Здравствуйте, elmal, Вы писали:
E>Предлагаю поразмыслить на тему того, что должно включать в себя среднее образование и какими навыками должен после школы обладать любой человек.
Отличный топик! +1
Прежде чем комментировать каждый пункт, добавлю несколько пунктов, которые, имхо, очень важны для школьного образования в целом:
1. Отсутствие междисциплинарных связей. География преподается отдельно от истории, история отдельно от литературы, а литература отдельно от рисования и музыки. Это, имхо, фундаментальная проблема номер один.
2. Не преподается генезис науки. Это придает динамику и улучшает понимание и, как следствие, запоминание предмета. Сейчас многие вещи даются очень статично, вот закон, вот формула — запоминайте. Какие были предпосылки, почему это было важно, что пробовали. Попробуй понять определенные фичи С++, если не знаешь истории развития языка.
3. В литературе(да и истории) все очень шаблонно и забронзовело. Достоевский, Толстой — это наше все. Это отучает детей от критического мышления. Дети должны понимать из какого сора растут цветы, не ведая стыда

Кастрированный Пушкин не заинтересует ребенка, особенно современного.
4. Нужно переосмыслить роль преподавателя. Раньше преподаватель был, фактически, главным и единственным источником знаний. Сейчас можно найти замечательные ролики на YouTube, которые гораздо лучше и интересней объяснят основы механики Ньютона, чем это сделает среднестатистический преподаватель.
5. Умение работать с аудиторией, умение формировать и доносить мысль до окружающих.
6. Основы практической психологии, чтобы лучше понимать себя и управлять собой. Сейчас моего пятилетнего ребенка учат распознавать собственные эмоции: страх, злость, радость, скуку и так далее. И учат с ними справляться.
7. Формирование навыка работать в команде. Групповые проекты.
8. Современное школьное образование не дает ребенку ощущения автономности, фактически оно его просто ведет по однажды заданному фиксированному пути. Автономность, способность влиять на свою программу обучения, имхо, очень важный, но и, конечно, непростой для внедрения механизм.
9. Основы философии, как бы странно это не звучало. Но опять же, не с позиций Платон — это наше все и давайте закопаемся глубоко в вопрос "универсалий". Вполне реально понять основные идеи, там ничего сложного, если не использовать заумный язык, а изложить все простыми словами. Философия учит критично мыслить, а это очень важный навык в современном мире.
E>Итак, свой вариант:
E>1) Чтение. Собственно основоположное, ибо без этого будут недоступны куча способов получения информации
согласен
E>2) Грамотное письмо. Основная задача — научиться грамотно формулировать свои мысли. С аргументацией, со следованием правил орфографии, пунктуации. Письмо идет в электронном виде, крайне желательно в процессе обучения освоить слепой десятипальцевый метод печати.
Я бы разделял грамотность и аргументацию. Умение аргументировано излагать свою позицию, уметь отличать факт от суждения. Понимать, что такое научный метод познания, когда мы ищем не подтверждение своего взгляда, а, наоборот, опровержение.
E>3) Рисование. Для развития мелкой моторики, а также для того, чтобы быть способными нарисовать иконку, обработать фотографию и тому подобное.
Да, рисование важно. Но не так, как оно преподается в школе, какой-то неудачный косплей академического образования. Как окончивший художественную школу у меня на этот счет есть свое очень уверенное мнение. Я бы ввел предмет творчество, где ребенок может опробовать различные материалы, приемы, техники. Это можно связать с историей, так как живопись нельзя понять в отрыве от истории.
E>4) Безопасность жизнедеятельности. Основное — защита от промывания мозгов, формирование критического мышления, формирования привычки сомневаться, методы защиты от мошенников и вообще методы защит от угроз современного мира. В качестве иллюстрации — изучение творчества популярных псевдонаучных каналов типа крамолы, изучение методов демагогии, изучение методов вербовки в секты
Да, это прям отлично. Согласен. Нужно учить детей работать с информацией, которая сейчас льется из каждого утюга.
E>5) Физкультура. Обучение программам тренировок и развития мышц, постановка базы для правильного выполнения упражнений, обучение правильному плаванию, правильной технике выполнения таких упражнений как подтягивание, обучение правильному питанию, методикам тренировок и т.д. Формирование навыков, которые человек будет использовать на протяжении оставшейся жизни с целью быть здоровым, а не тупо сдача нормативов как сейчас.
Направление мысли интересное, но я сомневаюсь.
E>6) Естественные науки в том же объеме, как сейчас. Но с упором на практическое применение. Например на математике особенно в задачах уделять процентам, куча задач на тему сколько девочка Маша заплатит всего, если возьмет кредит в быстроденьгах под 10 процентов в месяц для того, чтоб купить айфон новой модели. По физике кучу задач на тему того, что в автосалоне предлагают накачать шины смесью азота и кислорода в пропорциях 4 к 1 за тройную стоимость, обещая неимоверную управляемость машины после этого, рассказать о вашей реакции и почему будет такая реакция. Туда же задачи про то, следует ли переплачивать про соль, в которой написано что там нет ГМО, подсолнечное масло без холестирина. И тому подобные приколы, с которыми обыватель сталкивается каждый день.
Я тут не соглашусь. Да, задачи должны быть актуальные, а не из прошлого столетия. Преподавание естественных наук я вообще вижу иначе. Мне кажется, что изучение естественных наук сильно тормозится из-за того, что ребенку нужно усвоить много новых концептов. Пока концепт не усвоен, не уложился в голове, то очень тяжело им управлять (или будет управлять как обезьяна). Многие концепты ребенок должен начинать усваивать начиная с дет. сада. Идею множества и простых операций с ними легко понимает пятилетний ребёнок. Сам процесс изучения должен строиться по принципу проявление jpeg картинки в несколько циклов.
E>7) Литература, с заданиями написать рассказ, написать стихотворение. Без обязательного списка литературы, как сейчас, без сочинений на тему образ Наташи Ростовой и тому подобное
+1 за стихотворение
E>8) История. Но не с заданиями на тему вызубрить параграф от сих до сих, а также даты и персоналии. А с упором на то, как современная наука изучает прошлое, на то, как работают датировки, что такое культурный слой, как работает археология, на основании чего мы что то уверенно знаем, какие доказательство. И практические задания — берем популярные ролики с миллионами просмотров о том, что Исакиевский собор построили атланты, пирамиды построили инопланетяне, была 300 лет ядерная война и т.д — ну и рассказать что здесь не
Имхо, в изучении истории главное заинтересовать. История изучается по большей степени самостоятельно. Даты и события запоминать бесполезно. А для понимания исторических законов, боюсь, дети еще не созрели.
9) Компьютерная грамотность. Базовые основы программирования на уровне посчитать 10 самых частых слов в Войне и Мире, автоматизированно скачав ее с интернета, базовые понятия как это ообще все работает чтоб не считали как сейчас что компьютеры придумали инопланетяне.
+1
E>10) Музыкальная грамотность. Что такое музыка, что такое попадать в ноты при пении, что такое вокал, ритм, короче базовые общие основы. На выходе = умение либо петь либо играть на любом сузыкальном инструменте на базовом уровне.
За время обучения в школе ребёнок должен иметь возможность попробовать множество музыкальных инструментов, найти что-то свое, если повезет. Если он выйдет из школы с умением взять четыре аккорда на гитаре — уже хорошо.
E>11) Труд. Базовые современные навыки — как соединять провода, как пожарить яишницу и сварить макароны, как поменять выключатель, как пришить пуговицу, как повесить картину на стену, как работать болгаркой, как работать дрелью и перфоратором, как сваривать, как паять, как починить кран и унитаз.
+1, только болгарку бы я убрал.
E>ИМХО за 10 лет это все более менее освоить реально. Без дичайшего умственного перенапряжения, когда по 10 уроков каждый день плюс домашние задания. Но если хотя бы в одной стране мира будет подобное — это будет супернация с гениальным населением.
Я согласен, что школьное образование сейчас в полной Ж. Это очень видно по ситуации в регионах. Возврат к советской системе образования тоже не выход, она была отличной, но разрабатывалась под другие реалии и в других условиях, которые сейчас уже неактуальны.