Здравствуйте, pva, Вы писали:
pva>1) большинство людей не принимает важных решений и даже боится их принимать, избегая груза ответственности.
Беда в том, что и те, кто принимают важные решения — тоже стремятся избегать ответственности за них.
Поэтому, предпочитают подстелить соломку, находя заведомо упрощенные оправдания.
Гораздо проще отмазаться, обосновывая свое решение "всегда так делали", чем выкладывая сложную аргументацию, понятную только специалистам.
Здравствуйте, Философ, Вы писали:
Ф>Создаётся впечатление, что люди нередко принимают решения на автопилоте (интуитивно), не прибегая к операциональному и понятийному уровням мышления.
На самом деле осознанно принимать все решения, или хотя бы большинство, умеет очень малая часть людей.
И айтишники здесь никаких преимуществ не имеют — глядя на код реальных проектов, когда куча либ, фремворков, языков, итд тащится просто так, на всякий случай, итд.
Здравствуйте, Философ, Вы писали:
Ф>В очередной (в сотый, тысячный, в хз сколький) раз услышал об очередном примере культа карго. Ф>Кто что думает?
Думаю, что если углубится в предмет, то можно понять, что не существует никакой другой деятельности, кроме карго-культа. Разница между очевидным карго культом и обычной деятельностью лишь в количестве знаний, но сути это не меняет. Вот вы нажали на кнопку мыши (или ткнули в экран пальцем) и перешли на эту страницу. Вы в самом деле знаете все физические процессы, которые привели от действия к результату? Начиная от механической деформации кнопки (изменения ёмкости в точке касания экрана) до процесса распространения в воздухе излученных фотонов экрана? Не забудьте включить в рассмотрение физические процессы работы всех задействованных процессоров и модемов передачи информации. Скорее всего придётся углубится в описании процесса до квантовой теории для описания p-n перехода. Вот если хотя бы один их этих процессов вам не удастся описать, то — всё, поздравляю, это карго культ. Если нет, то на любом этапе описания вы можете себе задать вопрос: "а почему это работает именно так?" и в некоторой точке вы не сможете на него ответить. А раз вы не знаете как это работает — значит это карго-культ.
Кстати, из жизни программистов, самый распространённый элемент карго-культа IT — это перезагрузить систему, вместо того, чтобы разобраться почему она не работает так, как ожидается.
Здравствуйте, graniar, Вы писали:
pva>>1) большинство людей не принимает важных решений и даже боится их принимать, избегая груза ответственности.
G>Беда в том, что и те, кто принимают важные решения — тоже стремятся избегать ответственности за них.
На уровне принятия важных решений ответственность только моральная. Фактическая ответственность всегда делегируется на уровни непосредственного исполнения.
G>Поэтому, предпочитают подстелить соломку, находя заведомо упрощенные оправдания. G>Гораздо проще отмазаться, обосновывая свое решение "всегда так делали", чем выкладывая сложную аргументацию, понятную только специалистам.
Но тогда и исполнитель, не понимая сути, сделает "как всегда".
Здравствуйте, B0FEE664, Вы писали:
BFE>Думаю, что если углубится в предмет, то можно понять, что не существует никакой другой деятельности, кроме карго-культа. Разница между очевидным карго культом и обычной деятельностью лишь в количестве знаний, но сути это не меняет. Вот вы нажали на кнопку мыши (или ткнули в экран пальцем) и перешли на эту страницу. Вы в самом деле знаете все физические процессы, которые привели от действия к результату?
Когда я нажимаю кнопку, мне всё равно какие там процессы под капотом, но я точно знаю зачем я это делаю и какого результата ожидаю — это не имеет ничего общего с "ритуалом белых людей". Когда я учился нажимать кнопки, то я нажимал и смотрел что получается — мне тоже было всё равно что там под капотом.
Ритуалы белых людей — это про другое. Это про "делай так — белые люди так делают".
Безусловно, дети часто слепо копируют поведение взрослых. Но дети — это дети, они не "маленькие взрослые", как считалось в средних веках: у них есть вполне конкретные особенности мышления. Взрослые люди, теоретически, действуют и думают иначе — они в большинстве случаев своими действиями бытаются достичь каких-то целей. Даже если взрослые копируют действия других взрослых, то чаще всего не возводят это в "ритуал".
Всё сказанное выше — личное мнение, если не указано обратное.
Философ:
Ф>Когда я нажимаю кнопку, мне всё равно какие там процессы под капотом, но я точно знаю зачем я это делаю и какого результата ожидаю — это не имеет ничего общего с "ритуалом белых людей".
Это абсолютно то же самое. Человек, пользуясь технологией, не понимает как она работает до конца. Отличие от дикарей, строящих вертолёт из веток — чисто количественное. (Но количество, как известно, переходит в качество).
По поводу кнопок. С программёжкой особенно неудачный пример. Никто толком не может понимать как в современных постмодернистских вебмордах что-либо работает.
Там же десятки сторонних библиотек, написанных разными непризнанными гениями.
Тебе, как философу, можно почитать (если вдруг не читал) "Софиста" Платона.
Мне кажется, что там как раз эта тема затрагивается.
Ф>Кто что думает?
Я думаю, что единственный вариант не впасть в карго культ — это постоянное изменение в поисках оптимального решения.
Любой, даже суперпродуманный процесс со временем начинает обрастать элементами карго культа.
В общем как с истиной у диалектиков: когда процесс познания прекращается, истина перестаёт существовать.
Здравствуйте, Nuzhny, Вы писали:
N>>>Думаю, что это описано у Канемана в понятиях Система 1, Система 2 — все читали, все понимают, кто-то даже использует сознательно. Ф>>Я пока не добрался до Канемана. Можно чуть подробнее?
Тут важно отметить, что модель Канемана — это сильное упрощение. Она практична и до сих пор используется, но в когнитивных науках ее всерьез уже никто не рассматривает. Сейчас в тренде теория предсказаний (predictive processing или predictive coding).
Алгоритм следующий:
1. Мозг строит модель мира на основе прошлого опыта
2. Мозг предсказывает сенсорные входные сигналы
3. Когда сигналы приходят от органов чувств, он сравнивает их с ожиданием
4. Если есть расхождение, то мозг:
— либо обновляет модель мира (дорого)
— либо игнорирует ошибку, если считает её шумом (тут срабатывают когнитивные искажения)
— либо перенастраивает внимание (отключает, или наоборот включает, чтобы собрать больше информации)
У Канемана идет разделение на интуицию и рассудок (системы 1 и 2). В теории предсказаний всё мышление — это иерархия предсказаний, и различие между интуитивным и аналитическим — это разный уровень абстракции и доверия к ошибке. Выделяется три уровня: сенсорный, объектно-событийный и уровень абстракций и убеждений. На каждом работают свои предсказательные модели, если грубо, на примере чашки с кофе, которую ты купил в кафе:
1. Сейчас будет тепло в руке, ощущение пара в носу и горечь во рту
2. Это чашка с кофе, сейчас я его отопью, это капучино — я не обожгу язык (это основа поведенческой интуиции)
3. Чашка капучино — это мой утренний ритуал, выпью кофе — можно начинать работать, много кофе — это вредно (это основа глубинной интуиции)
Проблема в том, что мозг легче перестраивает сенсорный уровень, чем объектно-событийный, а сложнее всего уровень абстракций и убеждений. Это объясняется через принцип экономии энергии, инерцией моделей, стабильности восприятия мира и даже есть байесовское объяснение. В результате когнитивные искажения — благодаря которым и возможен каргокульт — в этой теории объясняются следующим образом:
а) мозг не просто воспринимает мир, он предсказывает его
б) если что-то идёт не как предсказано, он чаще корректирует ощущения (низший уровень), чем пересматривает высокоуровневую модель
Т.е. по сути, когнитивное искажение — это устойчивое предсказание, которое мозг отказывается пересматривать, даже при наличии ошибок. Типа перенастройка дороже, чем потери от ошибки.
Кстати, эволюционное объяснение и генезис этой модели очень хорошо описан в книге Brief history of intelligence, by Max Bennet. Там также проводиться параллель с развитие ИИ. Мне книжка очень зашла, дочитываю сейчас.
Здравствуйте, MaximVK, Вы писали:
MVK>Любой, даже суперпродуманный процесс со временем начинает обрастать элементами карго культа.
Вновь назначенный командир воинской части инспектировал свои новые владения. На плацу он увидел солдата, стоящего в карауле около скамейки.
— Что вы делаете, солдат? — спросил полковник.
— Стою на посту, охраняю скамейку — ответил солдат.
— Но зачем?
— Я не знаю, ещё ваш предшественник ввёл этот пост и мы всегда охраняем эту скамейку, наверное, это традиция.
Понимая, что ситуация становится непонятной, полковник решил позвонить своему предшественнику, тем более, что они были хорошо знакомы.
— Привет, Джим, что там за пост около скамейки на плацу?
— Если быть честным, Майк, я и сам не знаю, что это за пост. Еще мой предшественник, полковник Смит издал этот указ, а я просто продолжил эту традицию.
Желая всё-таки разобраться с ситуацией, Майк решил продолжить расследование и позвонил далее по цепочке. Вся цепочка, как оказалось, содержала 6 человек, и Майк, в конце концов, дозвонился последнему, генералу Джонсу, которому было уже под 90 лет.
— Сэр, это полковник Майк Томас и меня недавно назначили командиром воинской части в городке Билокси, там есть пост, который вы установили почти 50 лет назад, охранять скамейку, не подскажете с какой целью?
— Я не понял — ответил генерал — Так а что, краска на скамейке до сих пор не высохла?
...
N>- Я не понял — ответил генерал — Так а что, краска на скамейке до сих пор не высохла?
Это конечно не в ту степь, но меня это тоже раздражает. На твою тему есть ещё один пример: в Краснодарском крае люди до сих пор сушат прищепки. Это когда-то имело смысл, когда прищепки были деревянными — они сгниали и рассыпались, а прижинка в них ржавела. Сейчас в прищепках пружинка либо из нержавейки, либо из того же пластика. Сами прищепки стали пластиковыми. В связи с тем, что там бельё на уличных верёвках вывешивают, с этим вылезает одна проблема: жёсткое южное солнце быстро убивает пластмассу — она хрупкой становится, сушить их там вредно. Однако, их до сих пор оставляют на верёвке сушиться...
Но это всё-таки не про культ карго.
Всё сказанное выше — личное мнение, если не указано обратное.
Здравствуйте, Miroff, Вы писали:
M>Программистский камень про разделение людей на маппепов и пакеров написали четверть века назад. Сдается мне, ты изобретаешь то же самое.
Я тут не про программистов. Далеко не только программисты так делают.
Всё сказанное выше — личное мнение, если не указано обратное.
Аааа это сочинение какого-то программиста о программистах... тьфу блин!
Я изначально очень скептически отношусь к любой теории выдумке, в которой люди делятся на сорта или типы. Любая типизация, будь то интроверты/экстраверты или холерики/меланхолики, рациональные/иррациональные (да, я тут плюнул в Юнга) — это глупость.
Всё сказанное выше — личное мнение, если не указано обратное.
Здравствуйте, Философ, Вы писали:
Ф>Это конечно не в ту степь, но меня это тоже раздражает. На твою тему есть ещё один пример: в Краснодарском крае люди до сих пор сушат прищепки. Это когда-то имело смысл, когда прищепки были деревянными — они сгниали и рассыпались, а прижинка в них ржавела. Сейчас в прищепках пружинка либо из нержавейки, либо из того же пластика. Сами прищепки стали пластиковыми. В связи с тем, что там бельё на уличных верёвках вывешивают, с этим вылезает одна проблема: жёсткое южное солнце быстро убивает пластмассу — она хрупкой становится, сушить их там вредно. Однако, их до сих пор оставляют на верёвке сушиться...
Я просто от лени оставлял. Их же надо собирать, куда-то убирать, потом доставать, рассовывать по карманам, потом остаток относить обратно не место постоянной дислокации. А так они висят на веревке, пришел с тазиком белья, развесил, лишние мешающие просто сдвинул на край. А сушить прищепки, чтобы продлить им срок службы — такая идея вообще никогда не посещала
Здравствуйте, Nuzhny, Вы писали:
N>- Сэр, это полковник Майк Томас и меня недавно назначили командиром воинской части в городке Билокси, там есть пост, который вы установили почти 50 лет назад, охранять скамейку, не подскажете с какой целью? N>- Я не понял — ответил генерал — Так а что, краска на скамейке до сих пор не высохла?
Смех смехом, а князь Бисмарк видел часового, который охранял в летнем саду пустое место.
Оказывается Екатерина вторая поставила этот пост, чтобы охранять первый подснежник.
И с тех пор до Бисмарка пост так и не был снят.