Все развитые страны мира и большая часть стран "догоняющего развития" в период со Второй Мировой Войны и до настоящего времени перешли на такую модель правления, когда публичные политические фигуры, занимающие какие-то государственные посты (министры, президенты и т.п.) — это просто актёры, играющие роль правителей. А реальное управление и принятие решений происходит за кулисами и делается другими людьми. При этом в ходе выборов одни клоуны меняются на других, а за кулисами при этом может не произойти никаких перестановок, либо, как правило, происходят небольшие изменения.
Таким образом те, у кого есть реальная власть, частично отгородили себя от последствия принятия неверных или непопулярных в народе решений. То есть по-максимуму сняли с себя ответственность. Власть стала безответственной. Почти безответственной. Потому что "ответка" может прийти в форме войны, развязанной другой страной (или крупной структурой (транснациональной корпорацией, церковью и т.п.)).
От публичного политика требуется умение держаться на публике; без остановки говорить на любые темы (то есть связно плести ахинею); быть достаточно здоровым, чтобы выдерживать многочисленные командировки (сегодня ленточку перерезать в одном конце страны, завтра поймать рыбу или полетать с журавлями на дельтаплане в другом конце страны, послезавтра слетать на другой континент на встречу с другим клоуном и так далее). Можно даже быть дислексиком, как Обама — ему в ухо читают тексты, даже читать не нужно.
Сначала в театр под названием "правительство" набирали людей из политиков. Потом всё чаще стали набирать актёров. Ведь кроме актёрских качеств уже ничего не нужно.
Рейган — президент США — актёр и радиоведущий.
Шварцнеггер — губернатор Калифорнии — киноактёр.
Сильвио Берлускони (четырежды председатель правительства Италии) — певец, музыкант и фотограф. Цитирую Википедию:
Цитата:
Будучи студентом ... Сильвио увлёкся творческой деятельностью: был фотографом на свадьбах и похоронах, торговал пылесосами, играл на контрабасе, пел на круизных судах и в ночных клубах.
И таких примеров масса. Хотя не у всех есть образование артиста, но все они по должности артисты. Нужно уметь, например, сидеть с понурым видом, пока тебя перед телевизионщиками отчитывает президент за то, что в стране упали надои...
Чем дальше, тем меньше эти люди вообще что-то решают (даже по мелочи) и всё больше озвучивают то, что им написали на бумажке или нашептали в ухо через гарнитуру.
В небольших странах (вроде Беларуси), в странах с военным правительством, в совсем отсталых странах ещё действует старая система, когда президент/монарх и правительство — это солидные люди, обладающие силой и властью, которые принимают решения сами или коллегиально со своей хунтой (роднёй; бандой одноклассников привезенных в столицу из родной деревни; аристократией).
Теперь понятнее, почему Ангела Меркель говорит с трибуны то, что нелогично, что может стоить ей политической карьеры, что иногда противоречит тому, что она говорила раньше? Она не от себя говорит. И не в своих интересах. Она играет роль. Что в сценарии написано — то и читает. А автор не она. И автор готов пожертвовать её карьерой актёра, если понадобится. Она, конечно, актёр сильно раскрученный, очень ценный пиарный ресурс. Но всё же и примадонну в опере иногда меняют.
Помните первый мультфильм про Шрэка? Там король, отправляя рыцарей на бой с драконом, толкает речь. В ней он говорит: "Многие из вас могут погибнуть. Но это жертва, на которую я готов пойти!" Классно сказано.