Платон о блогосфере и офисном планктоне
От: test06  
Дата: 26.08.12 16:55
Оценка: +1 :)
Самую сильную метафору, объясняющую роль интернета в наше время, время
медиакратии, создал в IV веке до н.э. Платон. В седьмой книге своего труда
"Республика" он изложил удивительно поэтическую и богатую аллегорию. Вот
она, в кратком и бедном изложении:

В пещере, куда не проникает свет, находятся прикованные цепями люди.
Они в этом плену давно, с детства. За спиной у них, на возвышении, горит
огонь. Между ними и огнем — каменная стена, на которой, как в кукольном
театре, шарлатаны двигают сделанные из дерева и камня фигурки людей, зверей,
вещей. Двигают и говорят текст, и их слова эхом, в искаженном виде
разносятся по пещере. Прикованные так, что могут смотреть только вперед
перед собой, пленники видят огромные тени от фигурок на стене пещеры. Они
уже забыли, как выглядит мир, свет на воле, и уверены, что эти тени на
стене, это эхо и есть настоящий мир вещей и людей. Они живут в этом мире.
И вот, один из них ухитряется освободиться от цепей и карабкается
наверх, к выходу. Дневной свет ослепляет его, причиняет ему тяжелые
страдания. Затем, мало-помалу он осваивается и с удивлением всматривается в
реальный мир, в звезды и солнце. Стремясь помочь товарищам, рассказать им об
этом мире, он спускается обратно в пещеру.

Далее Платон рассуждает о том, как может произойти их встреча.
Пробравшись к товарищам, беглец хочет рассказать им о мире, но в
темноте он теперь ничего не видит, еле различает мелькающие на стене тени.
Вот, рассуждают пленники — этот безумец покинул пещеру и ослеп, потерял
рассудок. И когда он начинает убеждать их освободиться от цепей и подняться
на свет, они убивают его как опасного помешанного.

Если же, освоившись в темноте, он рассказывает им о том, как выглядит
реальный мир, они слушают его с удивлением и не верят, ибо его мир
совершенно не похож на то, что они много лет видят своими глазами и слышат
своими ушами. Если же, в лучшем случае, они следуют за ним к выходу,
ушибаясь о камни, то клянут его, а взглянув на солнце, стремятся назад, к
привычным и понятным теням, которые им кажутся несравненно более реальными,
чем мир наверху, который они не могут разглядеть при режущем глаза свете.
Платона мучило это свойство человеческой натуры — предпочитать яркому
свету истины и сложности реального мира фантастический мир театра теней. Но
никогда его аллегория не сбывалась с такой точностью, как сегодня. ТВ
создает для человека такой театр хорошо сделанных теней, что по сравнению с
ним реальный мир кажется как раз серой тенью, причем гораздо менее истинной,
чем образы на экране. И человек, с детства прикованный к телевизору, уже не
хочет выходить в мир, полностью верит именно шарлатанам, которые
манипулируют фигурками и кнопками, и готов убить товарища, убеждающего его
выйти на свет. Как сказал устами героя фильма "Заводной апельсин" режиссер
Стэнли Кубрик, сегодня "краски реального мира человек признает реальными
только после того, как увидит их на экране".
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.